Вид села Чернопенье. Фотография 1999 года. 

Дом М.И. Бекенёва.  Фотография 1999г. 

Дом жилой. Фото 1999 года.

Усадьба С.П. Красильникова. Фото 1999г

Дом жилой (амбулатория). Фото 1999г. 

Дом А.М. Богомолова. Фото 1999 года.

Дом Ф.М. Богомолова. Фото 1999 года.

Флигель. Фото 1999г.

Усадьба. Дом жилой. Фото 1999г.

Усадьба.  Палатка. Фото 1999 г.

Дом жилой Бушуевых. Фото 1999 года.

Дом жилой. Фото 1999 года.

Усадьба. Дом жилой Булатовых. Фото 1999г.

 

Палатка. Фотография 1999 года.

 

Дом жилой, начало 20 века. Фото 1999 года.

 

Дом жилой. Фото 1999 года.

 

Усадьба Козыревых. Дом жилой. Фото 1999г 

Амбар. Фото 1999 года.

 

Дом жилой. Фото 1999 года.

 

Училище министерское. Фото 1999 года.

 

Усадьба Титовых. Фото 1999 года.

 

Дом Хружкова. Фото 1999г.

 

Дом  Широковых. Фото 1999 года.

 

Дом Логиновых. Фото 1999 года.

 

Дом Жилой. Фото 1999 года.

 

Усадьба. Фото 1999 года.

 

Амбар. Фото 1999 года.

 

Дом жилой Широковых. Фото 1999г.

 

Дом жилой Титовых. Фото 1999 года.

 

Усадьба «Перебор» Добрыниных. Фото 1999г.

 

Усадьба Добрыниных. Пруд. Фото 1999 года.

 

История села Чернопенье Костромской области - родины костромских "волгарей"

 

ОБЬЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В СЕЛЕ ЧЕРНОПЕНЬЕ.

 Село, издавна заселенное волжскими матросами, капитанами и лоцманами, а впоследствии и владельцами судов, возник­ло по преданию на месте старинной бур­лацкой стоянки. Население традиционно придерживалось раскола.

Существующая ныне застройка села, вытянувшегося несколькими улицами по правому берегу Волги, сформировалась в последнюю четверть 19 — начало 20 веков. Древнейшей частью села, по-видимому, является его северо-западная часть, представляющая собой двухрядовую застройку, вытянувшу­юся вдоль улицы Центральной. С северо-запада перспективу улицы замыкает кирпичная Никольская церковь, сооруженная в 1914-1917 гг. на месте деревянной часовни. С юго-востока улица заканчивается у глубокого оврага, делящего историческую территорию села на две примерно равные части. За оврагом, далее по берегу Волги, село про­должается однорядовой застройкой ул. Вод­ников. В центральной части строительство велось одним порядком домов вдоль возвы­шенного восточного берега оврага (Овраж­ная улица).

В начале 20 века дальше от берега Волги нача­лось формирование параллельных порядков домов, продолжавшееся уже в советское время. Постепенно село приобрело разви­тую планировочную структуру, в которой продольные улицы объединены нескольки­ми поперечными переулками.

Исторически сложившийся облик села определяет значительное количество одно­этажных и двухэтажных жилых домов конца 19 — начала 20 веков, построенных, возможно, по типовым проектам и обладающих сходными архитектурно-декоративными формами, варьирующими эклектичные приемы оформления фасадов. Наряду с этим часть домов по характеру своего фасадного де­кора тяготеет к традициям позднего классицизма. Среди построек этого типа наиболее ранним, по-видимому, является дом В.Л. Логинова, расположенный в нача­ле улицы Центральной, на мысу, образованным оврагом и берегом Волги. В объемных ре­шениях преобладают крупные, прямоу­гольные в плане постройки, наибольшее количество которых сосредоточено на улице Водников и в начале Овражной улицы.

Одной из архаичных особенностей облика села являются несколько кирпичных амба­ров, традиционно размещенных напротив домов — "перед окнами", на противополож­ной стороне улицы. Они сохранились на всех трех древнейших улицах села. Среди них наиболее интересен своим оригинальным эклектичным декором амбар в начале Ов­ражной улицы, принадлежащий стоящему на­против дому Козырева.

В настоящее время в состав села входит расположенная на его северо-западной ок­раине небольшая помещичья усадьба «Перебор» Доб­рыниных, возникшая в 1870-х годах.

 

 ЦЕРКОВЬ   НИКОЛАЯ   ЧУДОТВОРЦА, начало 20 века.

ул. Центральная №2.

Типичный для начала 20 века пример кирпич­ной неоштукатуренной церкви в русско-ви­зантийском стиле, обладающей компактным пространственным решением и насыщенной фасадной декорацией. Построена в 1914-1917 годах на месте существовавшей ранее дере­вянной часовни по проекту, утвержденно­му в 1911 году.

Симметричная осевая композиция здания складывается из храма с апсидой, трапез­ной и колокольни, усложненной по сторо­нам двумя палатками. Основной объем, до­минирующий в силуэте церкви, представляет собой приземистый бесстолпный чет­верик со скругленными углами, завершен­ный крупным "глухим" восьмигранным в сечении барабаном с граненой кровлей, увенчанной главкой на цилиндрическом ба­рабане. Полукруглая в плане апсида и не­большая ориентированная по поперечной оси здания трапезная — несколько ниже и уже храма. Колокольня сохранилась на высоту двух нижних квадратных в плане ярусов.

В декоре преобладают формы националь­ного стиля, сочетающиеся с отдельными элементами классицизма: различные по рисунку карнизы с поясами ширинок, бегунца и рядами сухариков; килевидные обрамления оконных проемов; массивные перспективные порталы и ленточная рус­товка скругленных углов четверика храма.

Облик здания значительно обогащает уме­лая расстановка архитектурно-декоративных акцентов: небольших арочных киотов в цен­трах боковых фасадов храма, сильно выс­тупающего ризалита с аттиком в виде килевидных кокошников на восточном фасаде апсиды, а также арочных порталов на за­падном фасаде колокольни и на южном, обращенном в сторону села, фасаде тра­пезной. Широкие угловые пилястры на всех объемах дополнены на углах белокаменны­ми полуколонками, рельефно выделяющи­мися на фоне краснокирпичных стен. Вы­сокие арочные окна обеспечивают хорошее освещение внутреннего пространства.

В интерьере храм и трапезная перекры­ты четырехдольными сомкнутыми сводами, апсида перекрыта конхой. Все помещения объединяются между собой широкими ароч­ными проходами. Нижний ярус колокольни перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом. Стены внутри побелены.

 

ДОМ ЖИЛОЙ М.И. БЕКЕНЕВА, конец 19 — начало 20 веков.

ул. Водников №4.

Характерный для конца 19 века двухэтажный кирпичный оштукатуренный дом сооружен в традициях позднего классицизма. Круп­ный прямоугольный в плане объем, выне­сенный на красную линию улицы торцевым фасадом, со стороны правого фланга в начале 20 века был дополнен почти равной ему по величине двухэтажной кирпичной неошту­катуренной пристройкой, лишенной опре­деленной стилистики.

На фасадах первоначальной части здания: уличном — в три равномерно расставлен­ных оконных оси и левом боковом, — по­лучившим несимметричную композицию в четыре оси, междуэтажное членение от­мечено кирпичным карнизом, дополненным измельченным тянутым профилем. Венчаю­щий карниз деревянный. Передние углы в уровне второго этажа оформлены плоски­ми штукатурными пилястрами Прямоуголь­ные окна на втором этаже сохранили ра­мочные с "ушами" штукатурные налични­ки. На фасадах пристройки продолжен меж­дуэтажный карниз, состоящий из двух по­лочек; углы закреплены лопатками; окна — с лучковыми перемычками.

ДОМ ЖИЛОЙ, конец  19 века.

ул. Водников №6

Двухэтажный с кирпичным первым и де­ревянным вторым этажами жилой дом — хороший пример сооружения в духе по­здней эклектики. Первый этаж здания снаружи оштукатурен и побелен, второй, — представляющий собой сруб-пятистенок, сложен из бревен, перевязанных в обло, и обшит тесом. Крупный прямоугольный в плане объем, обращенный к улице продоль­ным фасадом, с задней стороны дополнен двухэтажной деревянной пристройкой, по­крытой вместе с ним единой четырехскат­ной крышей.

Использованные в оформлении второго этажа резные детали накладного декора на обшивке выступающих хвостов венцов сру­ба и фигурные обрамления окон типичны для архитектуры кон. 19 в. Первый этаж, декорированный рустованными пилястрами, отделен несложным кирпичным профилем.

УСАДЬБА С.П. КРАСИЛЬНИКОВА, конец 19 века.

ул. Водников №8

Типичный для пореформенного времени пример небольшой усадьбы с жилым до­мом и хозяйственной палаткой, расположен­ной на красной линии улицы.

Дом жилой — двухэтажный кирпичный неоштукатуренный — сооружен в духе поздней эклектики с преобладанием в де­коре элементов позднего классицизма. Пря­моугольный в плане объем, вытянутый вглубь участка, покрыт двухскатной кры­шей. Трехосевой уличный фасад, ограниченный пилястрами с рустовкой в уровне второго этажа, завершен полуфронтоном. Горизонтальные членения фасадов отмече­ны несложными венчающим и междуэтаж­ным карнизами.

Хозяйственная палатка — кирпичная неоштукатуренная квадратная в плане по­стройка — покрыта четырехскатной кры­шей. В оформлении фасадов использованы угловые пилястры и карниз с поясом суха­риков.

ДОМ ЖИЛОЙ (АМБУЛАТОРИЯ), последняя четверть 19, начало 20 веков.

ул. Водников №12

Дом жилой (амбулатория) — двухэтаж­ное кирпичное оштукатуренное и побелен­ное здание — характерный для своего времени пример архитектуры поздней эк­лектики. Прямоугольное в плане сооруже­ние в начале 20 века получило со стороны пра­вого бокового фасада двухэтажную с кир­пичным первым и деревянным вторым эта­жами пристройку.

Фасады, обработанные на углах пиляст­рами, расчленены кирпичными венчающим и междуэтажным карнизами, а также про­филем, проходящим в уровне подоконни­ков окон второго этажа. Над перемычками прямоугольных окон второго этажа, обрам­ленных рамочными штукатурными наличниками, помещены лучковые бровки. Улич­ный фасад решен в пять равномерно рас­ставленных оконных осей.

УСАДЬБА БОГОМОЛОВА (БОЛЬНИЦА), конец 19 — начало 20 веков.

ул. Водников №14

Два жилых дома и флигель, принадле­жавшие братьям А.М. и Ф.М. Богомоловым, — пример крупного домовладения периода эклектики.

Дом А.М. Богомолова — двухэтажное с мезонином кирпичное неоштукатуренное здание, расположенное на красной линии улицы, выделяется асимметричным разме­щением мезонина, сдвинутого от оси к лево­му флангу. Прямоугольный в плане объем искажен на боковых фасадах поздними кир­пичными пристройками.

Декор — венчающий карниз, проходящий по периметру объема, профиль, располо­женный в уровне подоконников окон вто­рого этажа, и лучковые бровки над пере­мычками окон — обладает упрощенной мо­делировкой.

Дом Ф.М. Богомолова — одноэтажный с полуподвалом кирпичный оштукатуренный и побеленный — расположен в глубине учас­тка. Обладает характерным для своего вре­мени эклектичным декором, выполненным с использованием штукатурных профилей и обломов, придающих облику здания плас­тичную выразительность. Прямоугольный в плане объем покрыт четырехскатной кры­шей. Перед входом на правом фланге соору­жен поздний деревянный тамбур.

Фасады обработаны широкими карниза­ми, проходящими по верху стен и в уров­не подоконников окон второго этажа. Пере­дние углы закреплены пилястрами с раз­делкой под "шубу". Окна с лучковыми пе­ремычками обрамлены рамочными штука­турными наличниками, усложненными ши­рокими профилированными навершиями.

Флигель — одноэтажное кирпичное ош­тукатуренное здание в духе эклектики, расположенное на красной линии улицы. Прямоугольный в плане объем, вытянутый вглубь участка, покрыт двускатной кры­шей. Перед входом со стороны левого бо­кового фасада сделан поздний деревянный тамбур.

Стены по периметру объема завершены кирпичным карнизом, дополненным штука­турным профилем. Уличный фасад, флан­кированный широкими рустованными пиля­страми, решен в три окна. Окна имеют луч­ковые перемычки, над которыми помеще­ны повторяющие их формы кирпичные бровки.

 

УСАДЬБА К.М. и Д.М. Бушуевых,  конец  19 века.

ул. Водников №18.

Типичная для застройки крупных сел в эпоху эклектики ремесленная усадьба с жилым домом и хозяйственной палаткой, расположенной на противоположной сторо­не улицы.

Дом жилой — двухэтажный кирпичный неоштукатуренный — характеризует упро­щенное решение декоративного оформле­ния фасадов. Прямоугольный в плане объем, покрытый четырехскатной крышей, выне­сен на красную линию улицы торцевым фа­садом, имеющим симметричную композицию в четыре оконных оси. Передние углы закреплены пилястрами, венчающий и меж­дуэтажный карнизы проходят по перимет­ру всего объема, окна имеют лучковые пе­ремычки..

Хозяйственная палатка — очень неболь­шое по размерам одноэтажное одноэтажное кирпичное неоштукатуренное сооружение с упрощен­ной эклектичной декорировкой фасадов. Пря­моугольный в плане объем покрыт двускат­ной крышей с кирпичными полуфронтонами на торцах, конструктивно укрепленных по центрам пилястрами, поднимающимися до конька кровли. Стены завершены раскрепованным на угловых пилястрах карнизом. Здание освещается небольшими с лучковы­ми перемычками окнами. На торцах поме­щены ложные прямоугольные окна.

ДОМ ЖИЛОЙ К.Н. и М.Н. Бушуевых, конец  19 века.

ул. Водников №20.

Двухэтажное кирпичное здание характер­но для периода поздней эклектики. Прямо­угольный в плане объем, вынесенный на красную линию улицы торцевым фасадом, решенным в четыре оконных оси, покрыт четырехскатной крышей.

Оформление фасадов, видимо, не было завершено. На первом этаже рустованные угловые пилястры и междуэтажный кар­низ, дополненный тянутым профилем, ош­тукатурены и побелены; из штукатурки выполнены рамочные наличники на прямо­угольных окнах. На втором этаже гладкие угловые лопатки и лучковые бровки над прямоугольными окнами выглядит значи­тельно суше и проще.

Перед домом сохранились гранитные от­бойные столбики.

ДОМ ЖИЛОЙ, конец 19 века.

ул. Водников №22.

Одноэтажное на невысоком хозяйственном подклете кирпичное неоштукатуренное здание, типичное для рядовой застройки периода эклектики, построено, возможно, по типовому проекту. Прямоугольный в плане объем на левом фланге усложнен ризалитом, в которым устроен парадный вход.

Кирпичный декор традиционен для по­добных сооружений в провинциальных го­родах и больших торговых селах в кон. 19 — начале 20 веков. Горизонтальные члене­ния фасадов отмечены обладающими ук­рупненной моделировкой венчающим кар­низом и профилем в уровне подоконни­ков окон. Углы закреплены лопатками. Окна с лучковыми перемычками обрам­лены рамочными наличниками с широки­ми навершиями. На уличном фасаде рав­номерно размещено пять окон, компози­ции боковых фасадов несимметричны. Ризалит акцентирован над входом фигур­ным аттиком.

УСАДЬБА БУЛАТОВЫХ, конец 19 — начало 20 веков.

ул. Водников №36.

Распространенный в пореформенную эпоху пример сельской усадьбы с кир­пичным жилым домом и хозяйственной палаткой, сооруженными в духе эклек­тики.

Дом жилой — двухэтажное кирпичное неоштукатуренное здание, первоначально, по-видимому, имевшее со стороны заднего
фасада двухэтажную деревянную при­стройку, замененную в настоящее время небольшим тесовым тамбуром. Почти квад­ратный в плане объем покрыт двускатной крышей.

В отделки фасадов использован тради­ционный для подобного типа жилых со­оружений набор декоративных деталей. Углы здания закреплены пилястрами — гладкими в уровне первого этажа и фи­ленчатыми в уровне второго. Стены за­вершены массивным карнизом с поясом кронштейнов; междуэтажное членение отмечено профилированным карнизом. Окна с лучковыми перемычками обрамле­ны рамочными побеленными наличниками, выделенными на втором этаже широкими навершиями. Композиции фасадов симмет­ричны: на уличном фасаде равномерно размещено четыре оконных оси, на боко­вых — по две.

Хозяйственная палатка — миниатюрное одноэтажное кирпичное неоштукатурен­ное сооружение, покрытое двускатной крышей с треугольными кирпичными фронтонами на торцах. Стены завершены кирпичным карнизом упрощенного рисун­ка, на углах — широкие лопатки. На тор­цевых фасадах симметрично размещено по две небольшие ниши с лучковыми перемычками. Вход устроен в центре про­дольного фасада.

ДОМ ЖИЛОЙ, начало 20 века.

ул. Водников

Одноэтажное деревянное здание — ин­тересный образец жилого дома периода эклектики, выделяющегося среди аналогич­ных сооружений оригинальным решением фасадного декора. Рублен из бревен, пере­вязанных в обло, и обшит снаружи тесом. Прямоугольный в плане объем, вынесен­ный на красную линию улицы торцевым фа­садом в четыре окна, покрыт четырехскат­ной вальмовой крышей. Со стороны левого бокового фасада к нему примыкают неболь­шие тесовые сени, акцентированные над парадным входом невысоким аттиком.

Стены дома завершены карнизом с глад­ким фризом, а обшивка выступающих хво­стов венцов сруба на передних углах ими­тирует оригинальные граненые пилоны, украшенные фигурными филенками. Окна с лучковыми перемычками обрамлены ха­рактерными для нач. 20 в. наличниками с пышными навершиями, декорированными орнаментальной пропильной резьбой.

ДОМ ЖИЛОЙ, конец 19 — начало 20 веков.

 ул. Водников №40.

Одноэтажное кирпичное неоштукатурен­ное здание — скромный пример рядовой

застройки эпохи эклектики — сооружено, вероятно, по типовому проекту. Прямоу­гольный в плане объем, покрытый четы­рехскатной крышей, со стороны заднего фасада усложнен деревянной пристройкой. Облик здания определяет обработка уг­лов гладкими пилястрами, венчающий кар­низ на кронштейнах, под которым прохо­дит тонкий валик, и бровки над окнами, имеющими лучковые перемычки.

УСАДЬБА КОЗЫРЕВА,  2-я половина  19 века.

ул. Овражная

Характерный для застройки крупных сел пример усадьбы 2-й половины 19 века с жилым домом и амбаром, поставленным напротив, на противоположной стороне улицы.

Дом жилой — двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, сооруженное в традициях позднего классицизма, получив­шее отделку фасадов, выполненную с ис­пользованием кирпичных и штукатурных деталей. Судя по швам примыкания, зад­няя часть сильно вытянутого в глубь уча­стка крупного прямоугольного в плане объема, покрытого четырехскатной кры­шей, несколько раз перестраивалась.

Фасадный декор сосредоточен на пере­дней части здания, обращенного к улице торцевым фасадом в четыре оконных оси.

Детали декора — венчающий и междуэтаж­ный карнизы, филенчатые пилястры на пе­редних углах, а также рамочные штука­турные наличники на прямоугольных ок­нах и профилированные полочки над окна­ми второго этажа — широко распростра­нены в декоре жилых домов этого времени.

Амбар — одноэтажный кирпичный прямо­угольный в плане объем, обращенный к ули­це продольным фасадом, — выделяется сре­ди аналогичных сооружений оригинальной фа­садной декорацией в духе эклектики, полно­стью заполняющей плоскости фасадов. Сте­ны снаружи побелены по кирпичу.

Фасады по периметру завершены широ­ким карнизом с поясом дентикул, под кото­рым проходит ряд небольших стрельчатых нишек. Углы закреплены рустованными пи­лястрами. Такими же пилястрами отмечены центральные оси продольных фасадов. Меж­ду пилястрами стены обработаны широкими прямоугольными филенками. Дверной проем на уличном фасаде растесан.

ДОМ ЖИЛОЙ, последняя четверть  19 века.

ул. Овражная

Двухэтажное с полуподвалом кирпичное оштукатуренное здание — типичный для своего времени пример жилого дома, по­лучившего архитектурно-декоративное оформление фасадов, тяготеющее к тра­дициям позднего классицизма. Прямоуголь­ный в плане объем здания, вытянутый вглубь участка, увеличен деревянной при­стройкой, покрытой вместе с ним двухскат­ной крышей с треугольным фронтоном на переднем фасаде. Со стороны боковых фа­садов перед входами сделаны два деревян­ных оштукатуренных тамбура. Из-за пере­пада рельефа местности полуподвал устро­ен лишь под передней частью здания.

Детали фасадного декора — венчающий карниз и профиль, проходящий в уровне подоконников окон жилого этажа, рамоч­ные наличники на прямоугольных окон и профилированные полочки над ними — выполнены из штукатурки и обладают из­мельченным, дробным рисунком. Входные тамбуры, возможно, первоначально пред­ставляли собой крыльца на столбиках.

УЧИЛИЩЕ Министерское, конец 19 века.

ул. Овражная

Двухэтажное с кирпичным первым и де­ревянным вторым этажами сооружение типично для небольших учебных зданий пореформенной эпохи. Стены первого эта­жа снаружи оштукатурены и побелены; второй этаж рублен из бревен, перевязан­ных в обло, и обшит снаружи поздней ва­гонкой. Первоначальный объем здания, вы­строенный "глаголем", искажен нескольки­ми разновременными пристройками.

В результате нескольких ремонтов совет­ского времени фасады почти полностью утратили элементы прежнего архитектур­ного декора. На углах первого этажа со­хранились только гладкие лопатки; на вто­ром этаже фасады несимметрично расчле­нены перерубами внутренних стен. Окна первого этажа со слабо выраженными луч­ковыми перемычками, второго — прямоу­гольные.

УСАДЬБА ТИТОВА, последняя четверть 19, начало 20 веков.

ул. Центральная №17.

Традиционный для конца 19 века пример сель­ской усадьбы с жилым домом, поставлен­ным с большим отступом от красной линии улицы, и амбаром начала 20 века, расположен­ным перед его главным фасадом.

Дом жилой — одноэтажное деревянное здание с фасадным декором в духе позднего классицизма, рубленное из бревен, пере­вязанных в обло. Прямоугольный в плане объем состоит из передней избы-пятистен­ка с сенями и хозяйственным двором, об­разующим традиционную для крестьянского жилища однорядовую связь, покрытую двускатной крышей. В советское время фасады переднего сруба были обшиты ва­гонкой, уложенной вертикально; перед вхо­дом в сени на правом фланге фасада сде­лано дощатое крыльцо.

От первоначального декора на уличном фасаде, несимметрично разделенном пере­рубом внутренней стены, сохранились ра­мочные обрамления четырех окон, завер­шенных полочками на кронштейнах.

Амбар — традиционная по форме бре­венчатая рубленная в обло постройка, по­крытая поздней двускатной крышей. Обра­щена к улице торцевым фасадом, сохра­нившим заложенный ныне первоначальный дверной проем. На заднем торце перед входом, прорубленным несколько лет назад, сделан дощатый тамбур, вплотную примы­кающий к левому углу дома.

ДОМ ЖИЛОЙ КРУЖКОВА, последняя четверть 19 века.

ул. Центральная №19.

Типичный для сельской застройки поре­форменного времени одноэтажный деревян­ный дом с эклектичным фасадным декором. Состоит из переднего четырехстенка с се­нями и перестроенного хозяйственного дво­ра, покрытых единой двускатной крышей. Рублен из бревен, перевязанных в обло. Передний сруб, обращенный к улице тор­цевым фасадом в три окна, обшит снаружи тесом. Воспроизведенные в декоре формы ка­менной архитектуры — венчающий карниз с гладким фризом, отлив-полочка, отделя­ющая цокольную часть здания, и широкие

угловые пилястры с фигурными филенка­ми — сочетаются с традиционными для народного зодчества оконными наличника­ми, навершия-сандрики которых украше­ны орнаментальной пропильной резьбой, а подоконники — фигурными "полотенцами".

ДОМ ЖИЛОЙ ШИРОКОВЫХ, конец   19 века.

ул. Центральная №29.

Двухэтажное кирпичное неоштукатурен­ное здание типично для эпохи поздней эклектики. Крупный кубический объем по­ставлен в глубине участка и обращен глав­ным фасадом к Волге. Со стороны заднего фасада примыкает сильно перестроенная хозяйственная пристройка с кирпичным первым и деревянным вторым этажами. Несколько лет назад здание было надстро­ено мансардой.

Детали фасадного декора моделированы графично и жестко. Углы здания закрепле­ны широкими пилястрами — гладкими в уровне первого этажа и рустованными в уровне второго. На главном и боковых фаса­дах междуэтажные членение отмечены вен­чающим и междуэтажным карнизами про­стейшего рисунка, а также профилем, про­ходящим в уровне подоконников окон вто­рого этажа. Окна с лучковыми перемычками обрамлены рамочными наличниками. На вто­ром этаже окна украшены в перемычках

замковыми камнями, а выше перемычек — тонкими бровками. На главном фасаде, ре­шенном в пять равномерно расставленных оконных осей, декор дополнен профилем, расположенным в уровне подоконников окон первого этажа, и "лежачими" филенками под подоконниками окон второго.

ДОМ ЖИЛОЙ В.Л. ЛОГИНОВА, 2-я половина 19 века.

ул. Центральная №43.

Хороший пример жилого дома 2-й половины 19 века, сооруженного в традициях позднего классицизма. Двухэтажное, с пониженным первым этажом, кирпичное оштукатурен­ное здание, поставленное на мысу, обра­зованном берегом Волги и глубоким овра­гом, играет существенную роль в панораме села, открывающейся с реки. Прямоуголь­ный в плане приземистый объем покрыт четырехскатной крышей. Со стороны боко­вого фасада перед входом устроен поздний деревянный тамбур.

Декор выполнен из кирпича с использо­ванием тянутых штукатурных деталей, в настоящее время почти полностью утра­ченных. Углы оформлены крупным хвосто­вым рустом. В центре бокового фасада гладкая пилястра отмечает расположение внутренней капитальной стены. По верху стен по периметру объема проходит ши­рокий венчающий карниз, состоящий из не­скольких полочек, образованных простым выносом рядов кирпичной кладки; между­этажное членение отмечено кирпичной полкой, дополненной тянутым штукатур­ным профилем. Передний фасад решен сим­метрично в пять равномерно расставлен­ных оконных осей. Центральная ось на первом этаже акцентирована плоской по­крытой рустом раскреповкой с ложным прямоугольным окном, соответствующим внутренней капитальной стене. Световые окна с лучковыми перемычками первона­чально имели рамочные штукатурные на­личники. На боковом фасаде, помимо па­радного входа, имеется дверь, ведущая в хозяйственные помещения.

ДОМ ЖИЛОЙ, конец  19 века.

ул. Центральная №41.

Одноэтажный кирпичный неоштукатурен­ный дом характеризует рядовую застройку крупного торгового села рубежа 19-20 веков. Прямоугольный в плане объем, вытянутый вглубь участка, покрыт двускатной крышей с треугольными фронтонами на торцах. Уличный фасад решен в три окна. На пра­вом боковом фасаде перед входом соору­жен поздний дощатый тамбур.

Фасады обладают упрощенной декоратив­ной отделкой: углы закреплены гладкими лопатками; по верху стен проходит неслож­ный карниз, а в уровне подоконников окон — тонкий профиль; над окнами с лучковы­ми перемычками помещены скромные бров­ки. Во фронтоне на уличном фасаде сдела­но тройное чердачное окно.

УСАДЬБА КРЕМНЕВЫХ, конец 19 — начало 20 веков.

ул. Центральная №44.

 Пример небольшой сельской усадьбы по­реформенной эпохи с жилым домом и ам­баром, поставленным на улице напротив дома.

Дом жилой — одноэтажное на высоком подклете кирпичное неоштукатуренное здание, сооруженное, возможно, с исполь­зованием типового проекта. Почти квадрат­ный в плане объем несколько лет назад был надстроен деревянным крестовым ме­зонином.

Оформление фасадов характерно для эпо­хи поздней эклектики. Углы закреплены широкими лопатками. По верху стен и в уровне подоконников окон фасады расчле­нены крупными, скупо моделированными карнизами. Цоколь отделен тонким полува­ликом. Несимметрично расположенные на фасадах окна с лучковыми перемычками акцентированы лишь тонкими бровками. Над входом, расположенным на главном фасаде, вероятно, был устроен металлический зонт.

Амбар — небольшая одноэтажная кир­пичная неоштукатуренная постройка, по­крытая двускатной крышей с кирпичными фронтонами на торцах. Карниз, проходящий по верху стен, рустованные угловые пи­лястры и ряд относительно высоких стрель­чатых ниш в нижних частях продольных фасадов соответствуют формам кирпичного стиля. Здание освещается небольшим ок­ном с лучковой перемычкой, расположен­ным в центре продольного фасада. В торце устроен дверной проем.

ДОМ ЖИЛОЙ А. и Г. Широковых, конец  19 века.

ул. Центральная №28.

Пример характерного для застройки кон. 19 века жилого дома, сооруженного в духе эклектики, возможно, с использованием типового проекта и хорошо сохранившего декоративную обработку фасадов. Двухэ­тажное с пониженным первым этажом кир­пичное оштукатуренное здание, покрытое двускатной крышей, обращено к улице торцевым фасадом, решенным в четыре оконных оси. Перед входом на левом боко­вом фасаде сооружен поздний деревянный тамбур.

Декор здания выполнен с использовани­ем тянутых штукатурных профилей. Углы закреплены широкими пилястрами с узки­ми вертикальными филенками в уровне второго этажа. Горизонтальные членения фасадов отмечены раскрепованными на пи­лястрах широким венчающим карнизом и тонким междуэтажным профилем. Окна с лучковыми перемычками обрамлены рамоч­ными наличниками. На втором этаже об­рамления окон усложнены "ушами", навершиями-бровками на кронштейнах и подо­конниками.

ДОМ ЖИЛОЙ ТИТОВЫХ, начало 20 века.

 Ул. Тихая №10.

Пример традиционного для сельской за­стройки нач. 20 в. жилого дома с развитым фасадным декором. Расположен на одной из поперечных улиц села, отходящих от Со­ветской ул. Рублен из бревен, перевязан­ных в обло, и обшит снаружи тесом. Пря­моугольный в плане объем состоит из пе­редней избы-пятистенка с сенями и пере-

 строенного хозяйственного двора. В двускат­ную кровлю, замкнутую со стороны улицы вальмой, врезана тесовая светелка с бал­коном. Треугольный навес-фронтон над бал­коном поддерживают четыре парных колон­ки. Фасады дома завершены гладким фри­зом, на свесах кровли укреплен подзор из пропильной резьбы, обшивка выступающих хвостов венцов сруба на углах украшена на­кладными резными деталями. Наиболее вы­разительным элементом фасадного убран­ства являются оконные наличники, навершия-сандрики которых украшены пропиль­ной резьбой, а подоконники — фигурными "полотенцами".

УСАДЬБА «ПЕРЕБОР» ДОБРЫНИНЫХ, последняя  треть 19 века.

Хороший пример средней по размерам помещичьей усадьбы пореформенного вре­мени с деревянным главным домом, со­оруженным в традициях позднего класси­цизма.

Расположена на высоком берегу Волги и отделена от жилой застройки села значи­тельным по площади лесным массивом с регулярными посадками лиственницы. Пер­воначальные границы усадьбы в настоящее время не просматриваются, хозяйственные постройки утрачены.

Перед парадным фасадом главного дома, обращенным к Волге, сохранился запущенный партер, круто спускающийся к неболь­шому теперь сильно заросшему пруду, вырытому у подножия берегового склона. На партере имеются солитерные посадки пихты.

Главный дом — одноэтажное с попереч­ным мезонином здание, выстроенное "поко­ем", — рублен из бревен, перевязанных на углах в обло, поставлен на кирпичный цо­коль и обшит снаружи тесом. В центре его паркового фасада, решенного в девять рав­номерно расставленных проемов, первона­чально находилась веранда. Задний фасад усложнен по сторонам равновеликими риза­литами, покрытыми двускатными крышами с треугольными фронтонами на торцах. В ризалитах перед входами сооружены по­здние крыльца. Боковые фасады имеют раз­личное количество оконных проемов.

Основным мотивом оформления фасадов дома являются являются ломающаяся под прямым углом профилированная тяга, со­единяющая по верху все проемы. Стены за­вершены гладкими карнизами. Обшивка вы­ступающих хвостов венцов сруба имитиру­ет филенчатые пилястры. В уровне подо­конников прямоугольных окон, обрамленных рамочными наличниками, укреплен тонкий профиль.

Здание сохранило с незначительными изменения первоначальную планировку и отдельные элементы отделки интерье­ра.

 

По материалам книги "Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск II". Кострома 2000 г.

Сделать бесплатный сайт с uCoz