Вид села Чернопенье. Фотография 1999 года. Дом М.И. Бекенёва. Фотография 1999г. Дом жилой. Фото 1999 года. Усадьба С.П. Красильникова. Фото 1999г Дом жилой (амбулатория). Фото 1999г. Дом А.М. Богомолова. Фото 1999 года. Дом Ф.М. Богомолова. Фото 1999 года. Флигель. Фото 1999г. Усадьба. Дом жилой. Фото 1999г. Усадьба. Палатка. Фото 1999 г. Дом жилой Бушуевых. Фото 1999 года. Дом жилой. Фото 1999 года. Усадьба. Дом жилой Булатовых. Фото 1999г.
Палатка. Фотография 1999 года.
Дом жилой, начало 20 века. Фото 1999 года.
Дом жилой. Фото 1999 года.
Усадьба Козыревых. Дом жилой. Фото 1999г Амбар. Фото 1999 года.
Дом жилой. Фото 1999 года.
Училище министерское. Фото 1999 года.
Усадьба Титовых. Фото 1999 года.
Дом Хружкова. Фото 1999г.
Дом Широковых. Фото 1999 года.
Дом Логиновых. Фото 1999 года.
Дом Жилой. Фото 1999 года.
Усадьба. Фото 1999 года.
Амбар. Фото 1999 года.
Дом жилой Широковых. Фото 1999г.
Дом жилой Титовых. Фото 1999 года.
Усадьба «Перебор» Добрыниных. Фото 1999г.
Усадьба Добрыниных. Пруд. Фото 1999 года.
|
История села Чернопенье Костромской области - родины костромских "волгарей"
ОБЬЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В СЕЛЕ ЧЕРНОПЕНЬЕ. Село, издавна заселенное волжскими матросами, капитанами и лоцманами, а впоследствии и владельцами судов, возникло по преданию на месте старинной бурлацкой стоянки. Население традиционно придерживалось раскола. Существующая ныне застройка села, вытянувшегося несколькими улицами по правому берегу Волги, сформировалась в последнюю четверть 19 — начало 20 веков. Древнейшей частью села, по-видимому, является его северо-западная часть, представляющая собой двухрядовую застройку, вытянувшуюся вдоль улицы Центральной. С северо-запада перспективу улицы замыкает кирпичная Никольская церковь, сооруженная в 1914-1917 гг. на месте деревянной часовни. С юго-востока улица заканчивается у глубокого оврага, делящего историческую территорию села на две примерно равные части. За оврагом, далее по берегу Волги, село продолжается однорядовой застройкой ул. Водников. В центральной части строительство велось одним порядком домов вдоль возвышенного восточного берега оврага (Овражная улица). В начале 20 века дальше от берега Волги началось формирование параллельных порядков домов, продолжавшееся уже в советское время. Постепенно село приобрело развитую планировочную структуру, в которой продольные улицы объединены несколькими поперечными переулками. Исторически сложившийся облик села определяет значительное количество одноэтажных и двухэтажных жилых домов конца 19 — начала 20 веков, построенных, возможно, по типовым проектам и обладающих сходными архитектурно-декоративными формами, варьирующими эклектичные приемы оформления фасадов. Наряду с этим часть домов по характеру своего фасадного декора тяготеет к традициям позднего классицизма. Среди построек этого типа наиболее ранним, по-видимому, является дом В.Л. Логинова, расположенный в начале улицы Центральной, на мысу, образованным оврагом и берегом Волги. В объемных решениях преобладают крупные, прямоугольные в плане постройки, наибольшее количество которых сосредоточено на улице Водников и в начале Овражной улицы. Одной из архаичных особенностей облика села являются несколько кирпичных амбаров, традиционно размещенных напротив домов — "перед окнами", на противоположной стороне улицы. Они сохранились на всех трех древнейших улицах села. Среди них наиболее интересен своим оригинальным эклектичным декором амбар в начале Овражной улицы, принадлежащий стоящему напротив дому Козырева. В настоящее время в состав села входит расположенная на его северо-западной окраине небольшая помещичья усадьба «Перебор» Добрыниных, возникшая в 1870-х годах.
ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, начало 20 века. ул. Центральная №2. Типичный для начала 20 века пример кирпичной неоштукатуренной церкви в русско-византийском стиле, обладающей компактным пространственным решением и насыщенной фасадной декорацией. Построена в 1914-1917 годах на месте существовавшей ранее деревянной часовни по проекту, утвержденному в 1911 году. Симметричная осевая композиция здания складывается из храма с апсидой, трапезной и колокольни, усложненной по сторонам двумя палатками. Основной объем, доминирующий в силуэте церкви, представляет собой приземистый бесстолпный четверик со скругленными углами, завершенный крупным "глухим" восьмигранным в сечении барабаном с граненой кровлей, увенчанной главкой на цилиндрическом барабане. Полукруглая в плане апсида и небольшая ориентированная по поперечной оси здания трапезная — несколько ниже и уже храма. Колокольня сохранилась на высоту двух нижних квадратных в плане ярусов. В декоре преобладают формы национального стиля, сочетающиеся с отдельными элементами классицизма: различные по рисунку карнизы с поясами ширинок, бегунца и рядами сухариков; килевидные обрамления оконных проемов; массивные перспективные порталы и ленточная рустовка скругленных углов четверика храма. Облик здания значительно обогащает умелая расстановка архитектурно-декоративных акцентов: небольших арочных киотов в центрах боковых фасадов храма, сильно выступающего ризалита с аттиком в виде килевидных кокошников на восточном фасаде апсиды, а также арочных порталов на западном фасаде колокольни и на южном, обращенном в сторону села, фасаде трапезной. Широкие угловые пилястры на всех объемах дополнены на углах белокаменными полуколонками, рельефно выделяющимися на фоне краснокирпичных стен. Высокие арочные окна обеспечивают хорошее освещение внутреннего пространства. В интерьере храм и трапезная перекрыты четырехдольными сомкнутыми сводами, апсида перекрыта конхой. Все помещения объединяются между собой широкими арочными проходами. Нижний ярус колокольни перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом. Стены внутри побелены.
ДОМ ЖИЛОЙ М.И. БЕКЕНЕВА, конец 19 — начало 20 веков. ул. Водников №4. Характерный для конца 19 века двухэтажный кирпичный оштукатуренный дом сооружен в традициях позднего классицизма. Крупный прямоугольный в плане объем, вынесенный на красную линию улицы торцевым фасадом, со стороны правого фланга в начале 20 века был дополнен почти равной ему по величине двухэтажной кирпичной неоштукатуренной пристройкой, лишенной определенной стилистики. На фасадах первоначальной части здания: уличном — в три равномерно расставленных оконных оси и левом боковом, — получившим несимметричную композицию в четыре оси, междуэтажное членение отмечено кирпичным карнизом, дополненным измельченным тянутым профилем. Венчающий карниз деревянный. Передние углы в уровне второго этажа оформлены плоскими штукатурными пилястрами Прямоугольные окна на втором этаже сохранили рамочные с "ушами" штукатурные наличники. На фасадах пристройки продолжен междуэтажный карниз, состоящий из двух полочек; углы закреплены лопатками; окна — с лучковыми перемычками. ДОМ ЖИЛОЙ, конец 19 века. ул. Водников №6 Двухэтажный с кирпичным первым и деревянным вторым этажами жилой дом — хороший пример сооружения в духе поздней эклектики. Первый этаж здания снаружи оштукатурен и побелен, второй, — представляющий собой сруб-пятистенок, сложен из бревен, перевязанных в обло, и обшит тесом. Крупный прямоугольный в плане объем, обращенный к улице продольным фасадом, с задней стороны дополнен двухэтажной деревянной пристройкой, покрытой вместе с ним единой четырехскатной крышей. Использованные в оформлении второго этажа резные детали накладного декора на обшивке выступающих хвостов венцов сруба и фигурные обрамления окон типичны для архитектуры кон. 19 в. Первый этаж, декорированный рустованными пилястрами, отделен несложным кирпичным профилем. УСАДЬБА С.П. КРАСИЛЬНИКОВА, конец 19 века. ул. Водников №8 Типичный для пореформенного времени пример небольшой усадьбы с жилым домом и хозяйственной палаткой, расположенной на красной линии улицы. Дом жилой — двухэтажный кирпичный неоштукатуренный — сооружен в духе поздней эклектики с преобладанием в декоре элементов позднего классицизма. Прямоугольный в плане объем, вытянутый вглубь участка, покрыт двухскатной крышей. Трехосевой уличный фасад, ограниченный пилястрами с рустовкой в уровне второго этажа, завершен полуфронтоном. Горизонтальные членения фасадов отмечены несложными венчающим и междуэтажным карнизами. Хозяйственная палатка — кирпичная неоштукатуренная квадратная в плане постройка — покрыта четырехскатной крышей. В оформлении фасадов использованы угловые пилястры и карниз с поясом сухариков. ДОМ ЖИЛОЙ (АМБУЛАТОРИЯ), последняя четверть 19, начало 20 веков. ул. Водников №12 Дом жилой (амбулатория) — двухэтажное кирпичное оштукатуренное и побеленное здание — характерный для своего времени пример архитектуры поздней эклектики. Прямоугольное в плане сооружение в начале 20 века получило со стороны правого бокового фасада двухэтажную с кирпичным первым и деревянным вторым этажами пристройку. Фасады, обработанные на углах пилястрами, расчленены кирпичными венчающим и междуэтажным карнизами, а также профилем, проходящим в уровне подоконников окон второго этажа. Над перемычками прямоугольных окон второго этажа, обрамленных рамочными штукатурными наличниками, помещены лучковые бровки. Уличный фасад решен в пять равномерно расставленных оконных осей. УСАДЬБА БОГОМОЛОВА (БОЛЬНИЦА), конец 19 — начало 20 веков. ул. Водников №14 Два жилых дома и флигель, принадлежавшие братьям А.М. и Ф.М. Богомоловым, — пример крупного домовладения периода эклектики. Дом А.М. Богомолова — двухэтажное с мезонином кирпичное неоштукатуренное здание, расположенное на красной линии улицы, выделяется асимметричным размещением мезонина, сдвинутого от оси к левому флангу. Прямоугольный в плане объем искажен на боковых фасадах поздними кирпичными пристройками. Декор — венчающий карниз, проходящий по периметру объема, профиль, расположенный в уровне подоконников окон второго этажа, и лучковые бровки над перемычками окон — обладает упрощенной моделировкой. Дом Ф.М. Богомолова — одноэтажный с полуподвалом кирпичный оштукатуренный и побеленный — расположен в глубине участка. Обладает характерным для своего времени эклектичным декором, выполненным с использованием штукатурных профилей и обломов, придающих облику здания пластичную выразительность. Прямоугольный в плане объем покрыт четырехскатной крышей. Перед входом на правом фланге сооружен поздний деревянный тамбур. Фасады обработаны широкими карнизами, проходящими по верху стен и в уровне подоконников окон второго этажа. Передние углы закреплены пилястрами с разделкой под "шубу". Окна с лучковыми перемычками обрамлены рамочными штукатурными наличниками, усложненными широкими профилированными навершиями. Флигель — одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание в духе эклектики, расположенное на красной линии улицы. Прямоугольный в плане объем, вытянутый вглубь участка, покрыт двускатной крышей. Перед входом со стороны левого бокового фасада сделан поздний деревянный тамбур. Стены по периметру объема завершены кирпичным карнизом, дополненным штукатурным профилем. Уличный фасад, фланкированный широкими рустованными пилястрами, решен в три окна. Окна имеют лучковые перемычки, над которыми помещены повторяющие их формы кирпичные бровки.
УСАДЬБА К.М. и Д.М. Бушуевых, конец 19 века. ул. Водников №18. Типичная для застройки крупных сел в эпоху эклектики ремесленная усадьба с жилым домом и хозяйственной палаткой, расположенной на противоположной стороне улицы. Дом жилой — двухэтажный кирпичный неоштукатуренный — характеризует упрощенное решение декоративного оформления фасадов. Прямоугольный в плане объем, покрытый четырехскатной крышей, вынесен на красную линию улицы торцевым фасадом, имеющим симметричную композицию в четыре оконных оси. Передние углы закреплены пилястрами, венчающий и междуэтажный карнизы проходят по периметру всего объема, окна имеют лучковые перемычки.. Хозяйственная палатка — очень небольшое по размерам одноэтажное одноэтажное кирпичное неоштукатуренное сооружение с упрощенной эклектичной декорировкой фасадов. Прямоугольный в плане объем покрыт двускатной крышей с кирпичными полуфронтонами на торцах, конструктивно укрепленных по центрам пилястрами, поднимающимися до конька кровли. Стены завершены раскрепованным на угловых пилястрах карнизом. Здание освещается небольшими с лучковыми перемычками окнами. На торцах помещены ложные прямоугольные окна. ДОМ ЖИЛОЙ К.Н. и М.Н. Бушуевых, конец 19 века. ул. Водников №20. Двухэтажное кирпичное здание характерно для периода поздней эклектики. Прямоугольный в плане объем, вынесенный на красную линию улицы торцевым фасадом, решенным в четыре оконных оси, покрыт четырехскатной крышей. Оформление фасадов, видимо, не было завершено. На первом этаже рустованные угловые пилястры и междуэтажный карниз, дополненный тянутым профилем, оштукатурены и побелены; из штукатурки выполнены рамочные наличники на прямоугольных окнах. На втором этаже гладкие угловые лопатки и лучковые бровки над прямоугольными окнами выглядит значительно суше и проще. Перед домом сохранились гранитные отбойные столбики. ДОМ ЖИЛОЙ, конец 19 века. ул. Водников №22. Одноэтажное на невысоком хозяйственном подклете кирпичное неоштукатуренное здание, типичное для рядовой застройки периода эклектики, построено, возможно, по типовому проекту. Прямоугольный в плане объем на левом фланге усложнен ризалитом, в которым устроен парадный вход. Кирпичный декор традиционен для подобных сооружений в провинциальных городах и больших торговых селах в кон. 19 — начале 20 веков. Горизонтальные членения фасадов отмечены обладающими укрупненной моделировкой венчающим карнизом и профилем в уровне подоконников окон. Углы закреплены лопатками. Окна с лучковыми перемычками обрамлены рамочными наличниками с широкими навершиями. На уличном фасаде равномерно размещено пять окон, композиции боковых фасадов несимметричны. Ризалит акцентирован над входом фигурным аттиком. УСАДЬБА БУЛАТОВЫХ, конец 19 — начало 20 веков. ул. Водников №36. Распространенный в пореформенную эпоху пример сельской усадьбы с кирпичным жилым домом и хозяйственной палаткой, сооруженными в духе эклектики. Дом жилой — двухэтажное кирпичное неоштукатуренное здание, первоначально, по-видимому, имевшее со стороны заднего В отделки фасадов использован традиционный для подобного типа жилых сооружений набор декоративных деталей. Углы здания закреплены пилястрами — гладкими в уровне первого этажа и филенчатыми в уровне второго. Стены завершены массивным карнизом с поясом кронштейнов; междуэтажное членение отмечено профилированным карнизом. Окна с лучковыми перемычками обрамлены рамочными побеленными наличниками, выделенными на втором этаже широкими навершиями. Композиции фасадов симметричны: на уличном фасаде равномерно размещено четыре оконных оси, на боковых — по две. Хозяйственная палатка — миниатюрное одноэтажное кирпичное неоштукатуренное сооружение, покрытое двускатной крышей с треугольными кирпичными фронтонами на торцах. Стены завершены кирпичным карнизом упрощенного рисунка, на углах — широкие лопатки. На торцевых фасадах симметрично размещено по две небольшие ниши с лучковыми перемычками. Вход устроен в центре продольного фасада. ДОМ ЖИЛОЙ, начало 20 века. ул. Водников Одноэтажное деревянное здание — интересный образец жилого дома периода эклектики, выделяющегося среди аналогичных сооружений оригинальным решением фасадного декора. Рублен из бревен, перевязанных в обло, и обшит снаружи тесом. Прямоугольный в плане объем, вынесенный на красную линию улицы торцевым фасадом в четыре окна, покрыт четырехскатной вальмовой крышей. Со стороны левого бокового фасада к нему примыкают небольшие тесовые сени, акцентированные над парадным входом невысоким аттиком. Стены дома завершены карнизом с гладким фризом, а обшивка выступающих хвостов венцов сруба на передних углах имитирует оригинальные граненые пилоны, украшенные фигурными филенками. Окна с лучковыми перемычками обрамлены характерными для нач. 20 в. наличниками с пышными навершиями, декорированными орнаментальной пропильной резьбой. ДОМ ЖИЛОЙ, конец 19 — начало 20 веков. ул. Водников №40. Одноэтажное кирпичное неоштукатуренное здание — скромный пример рядовой застройки эпохи эклектики — сооружено, вероятно, по типовому проекту. Прямоугольный в плане объем, покрытый четырехскатной крышей, со стороны заднего фасада усложнен деревянной пристройкой. Облик здания определяет обработка углов гладкими пилястрами, венчающий карниз на кронштейнах, под которым проходит тонкий валик, и бровки над окнами, имеющими лучковые перемычки. УСАДЬБА КОЗЫРЕВА, 2-я половина 19 века. ул. Овражная Характерный для застройки крупных сел пример усадьбы 2-й половины 19 века с жилым домом и амбаром, поставленным напротив, на противоположной стороне улицы. Дом жилой — двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, сооруженное в традициях позднего классицизма, получившее отделку фасадов, выполненную с использованием кирпичных и штукатурных деталей. Судя по швам примыкания, задняя часть сильно вытянутого в глубь участка крупного прямоугольного в плане объема, покрытого четырехскатной крышей, несколько раз перестраивалась. Фасадный декор сосредоточен на передней части здания, обращенного к улице торцевым фасадом в четыре оконных оси. Детали декора — венчающий и междуэтажный карнизы, филенчатые пилястры на передних углах, а также рамочные штукатурные наличники на прямоугольных окнах и профилированные полочки над окнами второго этажа — широко распространены в декоре жилых домов этого времени. Амбар — одноэтажный кирпичный прямоугольный в плане объем, обращенный к улице продольным фасадом, — выделяется среди аналогичных сооружений оригинальной фасадной декорацией в духе эклектики, полностью заполняющей плоскости фасадов. Стены снаружи побелены по кирпичу. Фасады по периметру завершены широким карнизом с поясом дентикул, под которым проходит ряд небольших стрельчатых нишек. Углы закреплены рустованными пилястрами. Такими же пилястрами отмечены центральные оси продольных фасадов. Между пилястрами стены обработаны широкими прямоугольными филенками. Дверной проем на уличном фасаде растесан. ДОМ ЖИЛОЙ, последняя четверть 19 века. ул. Овражная Двухэтажное с полуподвалом кирпичное оштукатуренное здание — типичный для своего времени пример жилого дома, получившего архитектурно-декоративное оформление фасадов, тяготеющее к традициям позднего классицизма. Прямоугольный в плане объем здания, вытянутый вглубь участка, увеличен деревянной пристройкой, покрытой вместе с ним двухскатной крышей с треугольным фронтоном на переднем фасаде. Со стороны боковых фасадов перед входами сделаны два деревянных оштукатуренных тамбура. Из-за перепада рельефа местности полуподвал устроен лишь под передней частью здания. Детали фасадного декора — венчающий карниз и профиль, проходящий в уровне подоконников окон жилого этажа, рамочные наличники на прямоугольных окон и профилированные полочки над ними — выполнены из штукатурки и обладают измельченным, дробным рисунком. Входные тамбуры, возможно, первоначально представляли собой крыльца на столбиках. УЧИЛИЩЕ Министерское, конец 19 века. ул. Овражная Двухэтажное с кирпичным первым и деревянным вторым этажами сооружение типично для небольших учебных зданий пореформенной эпохи. Стены первого этажа снаружи оштукатурены и побелены; второй этаж рублен из бревен, перевязанных в обло, и обшит снаружи поздней вагонкой. Первоначальный объем здания, выстроенный "глаголем", искажен несколькими разновременными пристройками. В результате нескольких ремонтов советского времени фасады почти полностью утратили элементы прежнего архитектурного декора. На углах первого этажа сохранились только гладкие лопатки; на втором этаже фасады несимметрично расчленены перерубами внутренних стен. Окна первого этажа со слабо выраженными лучковыми перемычками, второго — прямоугольные. УСАДЬБА ТИТОВА, последняя четверть 19, начало 20 веков. ул. Центральная №17. Традиционный для конца 19 века пример сельской усадьбы с жилым домом, поставленным с большим отступом от красной линии улицы, и амбаром начала 20 века, расположенным перед его главным фасадом. Дом жилой — одноэтажное деревянное здание с фасадным декором в духе позднего классицизма, рубленное из бревен, перевязанных в обло. Прямоугольный в плане объем состоит из передней избы-пятистенка с сенями и хозяйственным двором, образующим традиционную для крестьянского жилища однорядовую связь, покрытую двускатной крышей. В советское время фасады переднего сруба были обшиты вагонкой, уложенной вертикально; перед входом в сени на правом фланге фасада сделано дощатое крыльцо. От первоначального декора на уличном фасаде, несимметрично разделенном перерубом внутренней стены, сохранились рамочные обрамления четырех окон, завершенных полочками на кронштейнах. Амбар — традиционная по форме бревенчатая рубленная в обло постройка, покрытая поздней двускатной крышей. Обращена к улице торцевым фасадом, сохранившим заложенный ныне первоначальный дверной проем. На заднем торце перед входом, прорубленным несколько лет назад, сделан дощатый тамбур, вплотную примыкающий к левому углу дома. ДОМ ЖИЛОЙ КРУЖКОВА, последняя четверть 19 века. ул. Центральная №19. Типичный для сельской застройки пореформенного времени одноэтажный деревянный дом с эклектичным фасадным декором. Состоит из переднего четырехстенка с сенями и перестроенного хозяйственного двора, покрытых единой двускатной крышей. Рублен из бревен, перевязанных в обло. Передний сруб, обращенный к улице торцевым фасадом в три окна, обшит снаружи тесом. Воспроизведенные в декоре формы каменной архитектуры — венчающий карниз с гладким фризом, отлив-полочка, отделяющая цокольную часть здания, и широкие угловые пилястры с фигурными филенками — сочетаются с традиционными для народного зодчества оконными наличниками, навершия-сандрики которых украшены орнаментальной пропильной резьбой, а подоконники — фигурными "полотенцами". ДОМ ЖИЛОЙ ШИРОКОВЫХ, конец 19 века. ул. Центральная №29. Двухэтажное кирпичное неоштукатуренное здание типично для эпохи поздней эклектики. Крупный кубический объем поставлен в глубине участка и обращен главным фасадом к Волге. Со стороны заднего фасада примыкает сильно перестроенная хозяйственная пристройка с кирпичным первым и деревянным вторым этажами. Несколько лет назад здание было надстроено мансардой. Детали фасадного декора моделированы графично и жестко. Углы здания закреплены широкими пилястрами — гладкими в уровне первого этажа и рустованными в уровне второго. На главном и боковых фасадах междуэтажные членение отмечены венчающим и междуэтажным карнизами простейшего рисунка, а также профилем, проходящим в уровне подоконников окон второго этажа. Окна с лучковыми перемычками обрамлены рамочными наличниками. На втором этаже окна украшены в перемычках замковыми камнями, а выше перемычек — тонкими бровками. На главном фасаде, решенном в пять равномерно расставленных оконных осей, декор дополнен профилем, расположенным в уровне подоконников окон первого этажа, и "лежачими" филенками под подоконниками окон второго. ДОМ ЖИЛОЙ В.Л. ЛОГИНОВА, 2-я половина 19 века. ул. Центральная №43. Хороший пример жилого дома 2-й половины 19 века, сооруженного в традициях позднего классицизма. Двухэтажное, с пониженным первым этажом, кирпичное оштукатуренное здание, поставленное на мысу, образованном берегом Волги и глубоким оврагом, играет существенную роль в панораме села, открывающейся с реки. Прямоугольный в плане приземистый объем покрыт четырехскатной крышей. Со стороны бокового фасада перед входом устроен поздний деревянный тамбур. Декор выполнен из кирпича с использованием тянутых штукатурных деталей, в настоящее время почти полностью утраченных. Углы оформлены крупным хвостовым рустом. В центре бокового фасада гладкая пилястра отмечает расположение внутренней капитальной стены. По верху стен по периметру объема проходит широкий венчающий карниз, состоящий из нескольких полочек, образованных простым выносом рядов кирпичной кладки; междуэтажное членение отмечено кирпичной полкой, дополненной тянутым штукатурным профилем. Передний фасад решен симметрично в пять равномерно расставленных оконных осей. Центральная ось на первом этаже акцентирована плоской покрытой рустом раскреповкой с ложным прямоугольным окном, соответствующим внутренней капитальной стене. Световые окна с лучковыми перемычками первоначально имели рамочные штукатурные наличники. На боковом фасаде, помимо парадного входа, имеется дверь, ведущая в хозяйственные помещения. ДОМ ЖИЛОЙ, конец 19 века. ул. Центральная №41. Одноэтажный кирпичный неоштукатуренный дом характеризует рядовую застройку крупного торгового села рубежа 19-20 веков. Прямоугольный в плане объем, вытянутый вглубь участка, покрыт двускатной крышей с треугольными фронтонами на торцах. Уличный фасад решен в три окна. На правом боковом фасаде перед входом сооружен поздний дощатый тамбур. Фасады обладают упрощенной декоративной отделкой: углы закреплены гладкими лопатками; по верху стен проходит несложный карниз, а в уровне подоконников окон — тонкий профиль; над окнами с лучковыми перемычками помещены скромные бровки. Во фронтоне на уличном фасаде сделано тройное чердачное окно. УСАДЬБА КРЕМНЕВЫХ, конец 19 — начало 20 веков. ул. Центральная №44. Пример небольшой сельской усадьбы пореформенной эпохи с жилым домом и амбаром, поставленным на улице напротив дома. Дом жилой — одноэтажное на высоком подклете кирпичное неоштукатуренное здание, сооруженное, возможно, с использованием типового проекта. Почти квадратный в плане объем несколько лет назад был надстроен деревянным крестовым мезонином. Оформление фасадов характерно для эпохи поздней эклектики. Углы закреплены широкими лопатками. По верху стен и в уровне подоконников окон фасады расчленены крупными, скупо моделированными карнизами. Цоколь отделен тонким полуваликом. Несимметрично расположенные на фасадах окна с лучковыми перемычками акцентированы лишь тонкими бровками. Над входом, расположенным на главном фасаде, вероятно, был устроен металлический зонт. Амбар — небольшая одноэтажная кирпичная неоштукатуренная постройка, покрытая двускатной крышей с кирпичными фронтонами на торцах. Карниз, проходящий по верху стен, рустованные угловые пилястры и ряд относительно высоких стрельчатых ниш в нижних частях продольных фасадов соответствуют формам кирпичного стиля. Здание освещается небольшим окном с лучковой перемычкой, расположенным в центре продольного фасада. В торце устроен дверной проем. ДОМ ЖИЛОЙ А. и Г. Широковых, конец 19 века. ул. Центральная №28. Пример характерного для застройки кон. 19 века жилого дома, сооруженного в духе эклектики, возможно, с использованием типового проекта и хорошо сохранившего декоративную обработку фасадов. Двухэтажное с пониженным первым этажом кирпичное оштукатуренное здание, покрытое двускатной крышей, обращено к улице торцевым фасадом, решенным в четыре оконных оси. Перед входом на левом боковом фасаде сооружен поздний деревянный тамбур. Декор здания выполнен с использованием тянутых штукатурных профилей. Углы закреплены широкими пилястрами с узкими вертикальными филенками в уровне второго этажа. Горизонтальные членения фасадов отмечены раскрепованными на пилястрах широким венчающим карнизом и тонким междуэтажным профилем. Окна с лучковыми перемычками обрамлены рамочными наличниками. На втором этаже обрамления окон усложнены "ушами", навершиями-бровками на кронштейнах и подоконниками. ДОМ ЖИЛОЙ ТИТОВЫХ, начало 20 века. Ул. Тихая №10. Пример традиционного для сельской застройки нач. 20 в. жилого дома с развитым фасадным декором. Расположен на одной из поперечных улиц села, отходящих от Советской ул. Рублен из бревен, перевязанных в обло, и обшит снаружи тесом. Прямоугольный в плане объем состоит из передней избы-пятистенка с сенями и пере- строенного хозяйственного двора. В двускатную кровлю, замкнутую со стороны улицы вальмой, врезана тесовая светелка с балконом. Треугольный навес-фронтон над балконом поддерживают четыре парных колонки. Фасады дома завершены гладким фризом, на свесах кровли укреплен подзор из пропильной резьбы, обшивка выступающих хвостов венцов сруба на углах украшена накладными резными деталями. Наиболее выразительным элементом фасадного убранства являются оконные наличники, навершия-сандрики которых украшены пропильной резьбой, а подоконники — фигурными "полотенцами". УСАДЬБА «ПЕРЕБОР» ДОБРЫНИНЫХ, последняя треть 19 века. Хороший пример средней по размерам помещичьей усадьбы пореформенного времени с деревянным главным домом, сооруженным в традициях позднего классицизма. Расположена на высоком берегу Волги и отделена от жилой застройки села значительным по площади лесным массивом с регулярными посадками лиственницы. Первоначальные границы усадьбы в настоящее время не просматриваются, хозяйственные постройки утрачены. Перед парадным фасадом главного дома, обращенным к Волге, сохранился запущенный партер, круто спускающийся к небольшому теперь сильно заросшему пруду, вырытому у подножия берегового склона. На партере имеются солитерные посадки пихты. Главный дом — одноэтажное с поперечным мезонином здание, выстроенное "покоем", — рублен из бревен, перевязанных на углах в обло, поставлен на кирпичный цоколь и обшит снаружи тесом. В центре его паркового фасада, решенного в девять равномерно расставленных проемов, первоначально находилась веранда. Задний фасад усложнен по сторонам равновеликими ризалитами, покрытыми двускатными крышами с треугольными фронтонами на торцах. В ризалитах перед входами сооружены поздние крыльца. Боковые фасады имеют различное количество оконных проемов. Основным мотивом оформления фасадов дома являются являются ломающаяся под прямым углом профилированная тяга, соединяющая по верху все проемы. Стены завершены гладкими карнизами. Обшивка выступающих хвостов венцов сруба имитирует филенчатые пилястры. В уровне подоконников прямоугольных окон, обрамленных рамочными наличниками, укреплен тонкий профиль. Здание сохранило с незначительными изменения первоначальную планировку и отдельные элементы отделки интерьера.
По материалам книги "Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск II". Кострома 2000 г. |